Экспертный блог Бизнес Помощь

Как снять запрет на совершение регистрационных действий в отношении юрлица в ЕГРЮЛ?

Запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий применяется на основании судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя. Поступление такого акта в регистрирующий орган в течение срока, установленного для госрегистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации влечет отказ в государственной регистрации.

Регистрирующий орган не наделен полномочиями самостоятельно снимать запрет на совершение регистрационных действий, поэтому порядок снятия запрета зависит от того, на основании какого акта он установлен.

На основании определения суда запрет на совершение регистрационных действий в ЕГРЮЛ вводится как мера по обеспечению иска, для исполнения определения выдается исполнительный лист. Как правило, такой запрет применяется при корпоративных спорах, отнесенных к подведомственности арбитражных судов.

В этом случае сторона, заинтересованная в снятии запрета, может заявить ходатайство о замене этой обеспечительной меры иной (ст. 95 АПК РФ) или ходатайство об отмене обеспечительной меры (ч. 5 ст. 96, ст. 97 АПК РФ).

Ходатайство о замене обеспечительной меры другой может быть заявлено любой стороной процесса. Вопрос о замене одной обеспечительной меры другой разрешается арбитражным судом в судебном заседании не позднее следующего дня после дня поступления соответствующего ходатайства (ч. 2 ст. 95 АПК РФ). В соответствии со ст. 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.

Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в 5-дневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 93 АПК РФ. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения. Копии определения об отмене обеспечения иска направляются также в государственные органы, иные органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества или прав на него.

Отказ в отмене обеспечения иска не препятствует повторному обращению с таким же ходатайством при появлении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость отмены обеспечения иска.

Ходатайство об отмене обеспечительной меры может быть заявлено в суд, рассматривающий дело, как до завершения рассмотрения его по существу, так и в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу уже после вступления судебного акта в законную силу.

Требования к содержанию ходатайства аналогичны требованиям к ходатайству о принятии обеспечительных мер. Оно должно соответствовать требованиям, установленным ст. 92 АПК РФ, в нем должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда, в который подается ходатайство;
- наименования истца и ответчика, их адрес или место жительства;
- предмет спора;
- размер имущественных требований;
- обоснование причины обращения с ходатайством об отмене обеспечительной меры;
- перечень прилагаемых документов.

Ходатайство подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К ходатайству, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной подтверждающий полномочия на его подписание документ.

Порядок рассмотрения данного ходатайства аналогичен порядку рассмотрения заявления об обеспечении иска (ст. 93 АПК РФ) - оно рассматривается судьей единолично.
Если ходатайство будет удовлетворено, суд снимет запрет на совершение регистрационных действий.

Также можно обжаловать определение суда об обеспечении иска (ч. 7 ст. 93 АПК РФ). Такое обжалование осуществляется в общем порядке, при этом подача жалобы не приостанавливает исполнение определения. Если суд вышестоящей инстанции отменит определение о применении обеспечительных мер, запрет также будет снят судом.

Согласно п. 17 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) запрет на совершение регистрационных действий может быть введен также актом (постановлением) судебного пристава-исполнителя. Введение запрета направлено на обеспечение исполнения исполнительного документа либо судебного акта о применении мер по обеспечению иска.

Лицо, заинтересованное в снятии запрета, может:
1) устранить причину для наложения запрета, введенного в ходе исполнительного производства, например полностью и своевременно фактически выполнить требования исполнительного документа. Согласно п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" это влечет окончание исполнительного производства и отмену наложенных ограничений (кроме запрета, введенного судом в качестве обеспечительной меры);

2) создать условия для прекращения исполнительного производства. В частности, если суд утвердил мировое соглашение или соглашение о примирении между сторонами, либо суд принял акт о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа, в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, исполнительное производство подлежит прекращению. Согласно ст. 44 Закона об исполнительном производстве при прекращении исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя отменяются все назначенные меры принудительного исполнения;

3) обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя о запрете на регистрационные действия в случае несогласия с ним в порядке подчиненности или в судебном порядке (ст. ст. 122 - 124, 128 Закона об исполнительном производстве). Если такая жалоба будет признана обоснованной, для устранения допущенных нарушений постановление о введении запрета может быть отменено (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.11.2020 N Ф05-16798/2020 по делу N А40-89303/2020).

Регистрирующий орган, получив копию судебного акта или постановления судебного пристава-исполнителя о снятии запрета на совершение регистрационных действий, не вправе отказывать в государственной регистрации. Неправомерный отказ регистрирующего органа в государственной регистрации после снятия запрета может быть обжалован.

Источник: КонсультантПлюс


Нужна юридическая помощь? Наши опытные эксперты помогут в создании или экспертизе документов, если нужно поучаствуют в суде. Смотрите полный перечень наших услуг


Читайте отзывы о нашей работе и оставьте свой, чтобы мы стали лучше

Подписывайтесь на наш канал в телеграм. Будьте всегда в курсе!



Право