Экспертный блог РеспертПлюс

Закон о КС РФ существенно изменился

9 ноября Закон о КС РФ существенно изменился. Положения о праве обжаловать нормативные акты стали более подробными. Появились новое условие допустимости жалобы, а также механизм компенсации заявителям невозможности восстановить права.
Все эти новшества инициировал президент в связи с поправками к Конституции.

Право на обжалование нормативных актов
Теперь обратиться в КС РФ могут, в частности, граждане и юрлица, если они считают, что их конституционные права и свободы нарушены следующими документами, которые применили в конкретном деле (с. 52-53 закона):

🔹ФКЗ или ФЗ;
🔹нормативным актом президента, правительства, Совета Федерации, Госдумы;
🔹региональным нормативным актом, который издан по вопросам ведения РФ, а также совместного ведения РФ и региона.

Ранее пожаловаться можно было, если права и свободы нарушал примененный в конкретном деле закон. В отношении других нормативных актов ситуация была сложнее.

Допустимость жалобы
Ввели новое условие допустимости жалобы на нарушение конституционных прав и свобод — исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты.

Речь идет о подаче кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы в случае, если вступивший в силу судебный акт можно оспорить только в "надзоре". При этом кассационное или надзорное обжалование решения, в рамках которого применили нарушающий права и свободы нормативный акт, стало для заявителя безуспешным (с. 55-56 закона).

КС РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если судебная практика показывает, что нормативный акт применяется только так, как это сделали в конкретном деле.

Компенсация за то, что нельзя восстановить права
Теперь, если пересмотр дела после того, как, например, отдельные положения нормативного акта признаны нарушающими Конституцию, не приведет к восстановлению прав, КС РФ может указать на необходимость компенсации. Ее форму и размер определит суд первой инстанции (с. 59-60 закона).

Проверка законопроектов
Появились правила рассмотрения дел о проверке конституционности, в частности, законопроектов (с. 75-89 закона). Это связано с тем, что по обновленной Конституции президент может направить запрос о такой проверке.

Проверить законопроекты можно только в случае, если Госдума приняла их в первом или во втором чтении. Если президент направил запрос, то законопроект нельзя одобрить в следующем чтении до того, как КС РФ примет решение по запросу. Если проект признают неконституционным, законодательный процесс прекратится.

Особое мнение судьи
Когда поправки рассматривали во втором чтении, из их первоначальной редакции решили убрать правило о том, что особое мнение судьи размещается на сайте КС РФ вместе с его решением. Вместо этого в итоге установили: особое мнение приобщается к протоколу заседания и хранится вместе с ним (с. 44 закона).

Вступление изменений в силу и переходные положения
Все рассмотренные новшества начали действовать 9 ноября. То же касается и большинства других изменений (с. 91 закона).

Первые полгода с этого дня применяется другой подход к исчерпанию внутригосударственных средств судебной защиты. Он заключается в подаче любой кассационной жалобы, которая не привела к устранению нарушения прав нормативным актом. Если судебные решения обжалуются только в надзорном порядке, то достаточно будет факта их вступления в силу (с. 92 закона).

Документ: Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ

Источник: https://t.me/consultant_plus


Нужна юридическая консультация или помощь в составлении документов? Заполните заявку, мы Вам поможем!

Право